Мишель де Монтень (1533 - 1592) Французский мыслитель, юрист, политик. Биография М. Монтень родился в купеческой семье, родовое имя которой было Эйкем. Изучал философию в Гийеньском колледже и университете города Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. С 1557 был членом парламента Бордо, дважды становился мэром Бордо. На его взгляды повлияли идеи стоицизма и скептицизма. Не стремясь к созданию собственной философской системы, выступил основоположником жанра философско-моралистического эссе в европейской культуре. Был общеизвестен как глубокий знаток и тонкий интерпретатор классической традиции. Целью творчества Монтеня было написание своеобразного “учебника жизни”, так как по мнению Монтеня “нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека”. Основные работы “Опыты” (в трех книгах); “Путевой журнал” (написан в жанре индивидуального дневника в 1580 - 1581). Основные идеи О Боге Монтень рассматривает Бога как абстрактную сущность, не имеющую никаких конкретных черт, вечную, вневременную, не определенную никакими атрибутами. Он растворим в бесконечном, в природе, в “великом целом”. За идеей Бога Монтень признает, таким образом, некую непостижимую первопричину. Слабость человеческого разума, по словам Монтеня, не в состоянии рационально обосновать веру, которая может быть обнаружена только в “откровении”. “Если бы мы воспринимали бога путем глубокой веры, если бы мы познавали его через него самого, а не с помощью наших усилий, если бы мы имели божественную опору и поддержку, то человеческие случайности не в состоянии были бы нас так потрясать, как они нас потрясают. Наша твердыня не рушилась бы от столь слабого натиска. …Если бы этот луч божества как-нибудь касался нас, он проявлялся бы во всем: это сказалось бы не только на наших речах, но и на наших действиях, на которых лежал бы его отблеск; все исходящее от нас было бы озарено этим возвышенным светом”. Обучение и воспитание Подлинное образование — это результат внутренней работы и усвоения. Только то, что стало внутренним знанием, становится достоянием человека, и если "можно быть ученым чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью". Любой материал надо успеть осмыслить, сделать своим и обязательно применять полученные знания в жизни. Такие качества, как благоразумие, честность и решительность должны стать неотъемлемым свойством души, которая бы направлялась и формировалась "не столько наставлениями и словами, сколько примерами и делами". Так не на словах, а на деле приобретаются знания о праве и понятия о чести и благородстве. В воспитании важную роль играет наставник. Именно он, согласно Монтеню, должен рассказать своему питомцу "…каким бог повелел тебе быть; какое место он уготовил тебе между людьми; чем мы являемся и зачем он нам даровал бытие" . С раннего детства, по Монтеню, надо прививать навык к добру — к внутреннему, стойкому неприятию жестокости, лжи и предательства. Человеку важно иметь твердые моральные принципы, чтобы сама мысль о пороках, какую бы личину они не принимали, была ненавистна ему. Как говорили пифагорейцы, "пусть твоим главным судьей станет совесть". О дружбе Монтень говорит об умении дружить, где под дружбой понимаются глубокие узы, полное доверие и взаимная поддержка. Рассматриваются такие отношения с другими людьми, где нет места выставлению себя напоказ, мелочному желанию «выделяться среди других и прослыть умнее других». Гораздо важнее совершенствовать самого себя. Монтень советует: «Пусть он довольствуется исправлением самого себя и не корит другого за то, что ему самому не по сердцу». Толерантность, скромность дают возможность видеть и слышать другого, не упорствовать в своих заблуждениях, а искать истину и преклоняться перед ней, «складывать перед нею оружие, независимо от того, открылась ли она его противнику или озарила его самого». Философский подход к жизни Мишель Монтень жил в трудные времена — Варфоломеевская ночь, эпидемия чумы, религиозные войны, — он называет свой век "настолько свинцовым, что не только сама добродетель, но даже понятие о ней — вещь неведомая". Не смотря на это, у Монтеня были собственные критерии, которыми он руководствовался в вопросах чести и справедливости. Он настоящий философ, и его философия — живая, реальная, ясная и жизнеутверждающая. "Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность". Література 1. М. Монтень. Опыты. В трех книгах. Спб., “Кристалл”, “Респекс”, 1998. 2. Всемирная энциклопедия: Философия. М., “Аст”, 2001. 3. П.С. Таранов. 120 философов. Симферополь, “Реноме”, 1997.
|